С чем к избирателям пойдут кандидаты в Президенты

Сергей Быков, политконсультант, Глава аналитического центра «ИНПОЛИТ»

В течение последних четырех лет власть акцентирует внимание на реформах. О необходимости их проведение говорят как иностранные кредиторы, так и все электоральные группы внутри страны.

Еще 29 августа 2017 года Президент Украины заявил о проведении 144 реформ, которые приблизили евроинтеграцию Украины. Однако сами сотрудники Администрации Президента быстренько скорректировали Президента. Мол, он имел в виду не 144 реформы, а 144 показателя реформ. Такой ответ предоставили в АП на запрос аналитика Николая Мельника.

Так были реформы или нет?

Достаточно некорректным является утверждение определенных аналитиков и политиков о том, что в Украине не состоялась ни одна реформа. Слово «реформа» происходит от латинского «reform» — изменение формы. Поэтому, изменение формы в отдельных отраслях действительно состоялось, но изменилась ли суть работы власти, экономических процессов, экономической направленности и тому подобное? А главное, или стали люди лучше жить? – В этом основной вопрос.

На него красноречиво отвечает статистика средних зарплат в долларовом эквиваленте.

Средняя зарплата в Украине:

– 2013 год — 3273 грн($409) — $1=8,0 грн.

– 2017 год — 7105 грн($271) — $1=26,2 грн.

То есть, украинцы стали получать больше деньги, но купить на них они могут меньше продукции. Ведь, кроме повышения курса доллара до гривны также вырос индекс потребительских цен. Относительно 2013 года индекс потребительских цен по результатам 2017 года сложил 234,6%. То есть, за 100 гривен в 2017 году вы можете приобрести почти в 2,5 разы меньше товаров, чем в 2013 году.

Такие безутешные результаты работы власти дают понимание, почему рейтинг БПП и Народного Фронта демонстрируют нисходящую тенденцию. Все без исключения социологические центры фиксируют и, главное, публикуют эти данные. А это значит, что Порошенко не сможет рассчитывать на чистую победу в президентской гонке и будет вынужден прибегнуть к махинациям.

Безутешные показатели деятельности власти логично создают предпосылки для развития оппозиционных сил и наращивания их рейтингов. Это, собственно, и происходит, что констатируют все социологические центры.

Однако, какие альтернативы предлагают оппозиционные партии? Каких результатов они планируют достичь и не являются ли они обычными популистами, которые искусственно пытаются нарастить рейтинг на антивластной риторике без качественных предложений?

Индустриализация в тренде

Индустриализация экономики будет главным трендом президентской гонки. Все без исключения партии оппозиционного направления пропагандируют эту идею. Мировой опыт засвидетельствовал – сырьевая экономика не позволяет планировать доходы и держит экономику на крючке сырьевых бирж. Даже статус монопольного экспортера сырья не защищает государство от краха. Вспомним опыт Испании, когда они, экспортируя американское золото, фактически разрушили промышленность и потерпели дефолт.

Либо же вспомним Швецию, которая сначала экспортировала древесину и была близка к краху, а после учредила компанию по изготовлению мебели IKEA, став европейским лидером в сегменте DIY- супермаркетов (do it yourself). То есть, индустриализация не только реанимирует экономику, но и содействует развитию, что подтверждено мировым опытом.

Предлагаю разобрать последние инициативы партий лидеров в бело-голубом и бело-красном электоральных полях. По результатам исследований трех социологических центров (РЕЙТИНГ, КМИС, СОФИЯ) это Оппозиционный блок и Батькивщина.

Батькивщина

Партия Батькивщина – безапелляционный лидер электоральных симпатий по данным всех без исключения социологических центров. Сегодня она демонстрирует восходящую тенденцию популярности и имеет перспективы к росту.

Причин этому несколько:

1) Партия имеет баланс в риторике, предлагая пути решения как национальных проблем, так и проблем рядового гражданина: национальные – война, коррупция, безработица; персональные – низкие доходы, инфляция, тарифы.

2) Большой опыт государственного управления и наличие опытной команды за всеми векторами государственного управления.

3) Партия демонстрирует стратегическое виденье, что отображено в ее предложениях.

Батькивщина и Тимошенко настаивают на индустриализации, но не забывают и об аграрном секторе, который последовательно защищают. Они соединили идею индустриализации экономики и развития аграрного сектору. В этом русле был презентован Новый аграрный курс Украины. Меморандум относительно его ввода был подписан Тимошенко с представителями наибольших аграрных ассоциаций страны.

Целью Нового аграрного курса Батькивщины является увеличение доходов от экспорта продукции АПК с $18 миллиардов до $180 миллиардов ежегодно. Для достижения этой цели предлагается четкий и понятный план – переориентация из экспорта сырья на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Ключевую роль Батькивщина здесь предоставляет малым и средним фермерским хозяйствам, для развития которых должны быть созданы все необходимые условия.

Главный концепт Нового аграрного курса заключается в развитии семейного фермерства путем уменьшения налоговой и регуляторной нагрузки, снижения максимальных кредитных ставок к 5% годовых. Важно то, что сегодня даже Ощадбанк, который на 100% находиться в собственности государства, кредитует аграриев по ставке не меньше 17% годовых. Это не позволяет украинским фермерам привлекать «длинные деньги» и конкурировать на внешних рынках. Такая кредитная ставка делает невозможной закупку и модернизацию оборудования для переработки даже собственного сырья.

Одним из важных пунктов Нового аграрного курса есть запрет кредитования аграриев под залог земли. Вместо этого предлагается внедрение традиционной для мира практики кредитного страхования, которое гарантированно сохранит землю в пользовании фермеров и защитит их от рейдерства.

Основа украинского экспорта сегодня – это продажа сырья. Фактически, это услуга другим странам, из которых мы импортируем товары. Часто импортированные в Украину товары – это продукт переработки украинского сырья.

Показательным у Батькивщины является стратегический план развития государства. Индустриализация аграрного сектору приведет не только к увеличению доходов от экспорта, но и к созданию новых рабочих мест на селе, в аграрном машиностроении и в смежных отраслях.

Индустриализация аграрного сектора создала фундамент для экономического бума таких разных стран как Китай и Польша, Северная Корея и Италия. Именно переработка аграрного сырья позволила создать основу для изменения экономики и дальнейшего экономического бума.

Известно, что Батькивщина не планирует останавливаться на Новом аграрном курсе, а в ближайшее время проведет презентации «Новых курсов» и для других отраслей экономики.

Оппозиционный блок

Партия сосредоточена на социальной и гуманитарной политике. Значительная судьба риторики посвящена в первую очередь социальным проблемам, как пенсионное обеспечение, бесплатная медицина и безопасность. Экономическая политика Оппозиционного блока сориентирована на идеях индустриализации. В частности, внимания заслуживает идея ценового буфера в пользу украинских производителей относительно иностранных. Такая практика сегодня существует в ряду стран, например в США, Канаде, или в Индии. Только в разных странах % ценового буфера разный.

Пример: если США необходимо приобрести вагон, а по результатам тендера американское предприятие предлагает его на 15% дороже чем иностранное – правительство покупает вагон отечественного производства.

Похожая идея была реализована Радикальной партией Ляшка в законопроекте «Покупай украинское — плати украинцам», но в кое-что упрощенной форме.

В предложениях Оппозиционного блока есть значительная часть прагматизма, но возвращение сбыта продукции на рынки стран БРИКС является маловероятным в краткосрочной перспективе. Также маловероятным является полноценное возобновление промышленности в сжатые сроки, поскольку большая часть таких предприятий находится на неподконтрольной территории Донбасса.

Та же часть промышленности, которая находится на подконтрольной Украине территории, находится преимущественно в запущенном состоянии, а ставки по кредитам и налоговая нагрузка на бизнес делают невозможным ремонт и модернизацию этих предприятий.

В общественном обществе Оппозиционный Блок воспринимается как потомок Партии Регионов, и, соответственно, как пророссийская политическая сила. Попытки партийных спикеров донести позицию, что они являются проукраинской политсилой, не находят поддержки в обществе, хотя эта партия является основным игроком на консервативном электоральном поле.

Но у Оппозиционного Блока есть несколько проблем, которые не позволят ему стать национальным лидером:

1) Неперсонифицированная критика власти. Партийные спикеры критикуют эфемерную власть, не называя фамилий представителей власти. Они не критикуют лично Президента, Генпрокурора, Премьера или министров (за исключением Ульяны Супрун). Критику в адрес и.о. Министра здравоохранения можно объяснить ее американским гражданством, то есть, она не собирается оставаться в Украине после освобождения, а, значит, и не будет представлять угрозы для функционеров ОБ в будущем.

2) Дуализм власти в партии. Партия имеет двух сопредседателей. Одна часть партии ориентируется на одного сопредседателя, вторая часть – на второго. Это можно воспринимать как показательную демократию в партии, но на практике это мешает ее развитию, согласованной работе и партийному строительству.

3) Узкая электоральная ниша. Партия ориентирована на «бело-голубой» консервативный электорат, сосредоточенный на востоке и юге страны. Через войну на востоке и аннексию Крыма значительная часть избирателей этой партии не имеет возможности участвовать в выборах.

Фактически констатируем, что выборы Президента 2019 года состоятся под знаком индустриализации и идей государственного прагматизма. Можно прогнозировать, что это будут первые выборы Президента, где будет действительная конкуренция основательных программ выведения Украины из руины.

Поделиться:

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *